МБДОУ «ЯСЛИ-САД №268 Г.ДОНЕЦКА» Калининского района
|
Консультация Как помочь ребенку с РАС адаптироваться в детском саду?Педагогам, работающим с детьми с РАС, нужно придерживаться определенных психологических установок.
Адаптация детей с РАС к детскому саду процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий персонала и близких. Такой ребенок требует больше дополнительного внимания. Необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него всё происходящее и намечаемые действия. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. Передавая вечером ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события. Такие меры требуют большего терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать и упорядочить поведение ребенка с РАС. Ребенок с РАС более замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, не демонстрирует интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, крайне неохотно идет на что-то новое, часто совершает движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону. Избегает обычных телесных прикосновений, контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание, или наоборот уходит в игру. Чтобы установить контакт с детьми с РАС требуется сначала понаблюдать за ними и установить контакт. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего воспитатель его «отпустит» и больше к нему не приблизиться в течении 15 минут. Но постепенно время активного контакта должно увеличиваться, да и само занятие должно увеличиться. В первые занятия придется чередовать тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии. Когда ребенок станет допускать наше присутствие в близи, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает. Пока избегайте прямого взгляда в глаза. Если контакт по каким-то причинам нарушился, то нужно начинать все сначала. Теперь мы знаем, что ребенка интересует. Далее работу с детьми нужно планировать чередуя взаимодействие и отдых, причем первое время периоды отдыха могут преобладать. Основное в сенсорных играх с детьми с РАС – разделенное переживание. С одной стороны оно является способом установления контакта, а с другой становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения раздельного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность. В играх с предметами задачей для педагога становится расширить игру. Педагог может из своих, незначимых для ребенка, игрушек складывать точно такие ряды и структуры в пространстве. Наша задача привлечь внимание ребенка к себе и заинтересовать. Через пару занятий к своему ряду нужно добавить какой-нибудь примитивный сюжет. Однако, невозможно завлечь ребенка игрой, если вы сами не получаете от нее удовольствия. Перед педагогами не стоит задача убрать стереотипную игру, а расширить сам стереотип, внося в него смысл и дополнения. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности тогда, когда она четко заранее запрограммирована (последовательность действий). Ребенок, знающий последовательность своих действий более спокойный. Поэтому в групповом помещении можно расположить пооперационные карты, на которых в виде символов изображена последовательность действий. Аутичный ребенок плохо осознает свое тело, У него может быть плохо развита пространственная ориентация. Поэтому в группе можно разместить несколько зеркал на уровне глаз ребенка. Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик. 30 марта 2023 в 18:47
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.